Содержание

Давайте разберемся со своим страхом

Большинство наших опасений напрасны
Скилеф

В основе пирамиды нашей личности лежат две массивные плиты - инстинкт самосохранения (страх) и инстинкт продолжения рода (удовольствие). Их принято называть основными инстинктами. "Сохрани себя и свой биологический вид" - диктуют они нам линию поведения, которой мы подчиняем свою жизнь. Всю жизнь нас гонит страх и влечет удовольствие, в результате чего мы движемся, то есть живем. Подобно электрическому току, который стремится от плюса к минусу, мы стремимся от кнута к прянику. Каждый наш поступок, хоть даже обычный поход на рынок за редькой с хреном, в конечном итоге направляется нашими основными инстинктами. Абсолютно любое наше действие имеет мотив, который берет начало в основных инстинктах и заканчивается в самой верхушке пирамиды нашей личности - разуме.

Оба наших основных инстинкта противоположны по направлению, и оба различны по величине. Страх, конечно же, сильней, чем удовольствие. Как заметил Артур Шопенгауэр, "кто хочет вкратце поверить утверждению, что наслаждение превышает страдание, - пусть сравнит ощущения двух животных - пожирающего и пожираемого". Никколо же Макиавелли так выразил мысль о превышении силы страха над силой удовольствия: "Люди скорее обидят того, к кому испытывают любовь, чем того, к кому испытывают страх". И мы с вами прекрасно понимаем, что за пряником потянется не каждый, зато от кнута побежит даже самый ленивый.

Недавно я смотрел видеофильм под названием "Тибетская книга мертвых". В одном из эпизодов показали, как простые непальцы и непалки отвечали на вопрос: "Боитесь ли вы смерти?". Все они как один с улыбкой утверждали, что ее нечего бояться, дескать, с точки зрения теории реинкарнации, мы - временные странники на пути жизни и так далее. Мне думается, что эти люди не совсем понимали, о чем говорили, потому что у каждого из них присутствовал инстинкт самосохранения, который и есть страх смерти.

Осмелюсь предположить, что на Земле нет практически ни одного живого человека, который бы не боялся смерти, что бы он ни говорил на словах. Даже если герой сознательно умер за идею или самоубийца набрался храбрости и повесился, - это не значит, что эти люди были свободны от страха смерти. Если бодрый товарищ, твердый во взгляде, решительно излагает вам с пеной у рта информацию о том, что он свободен от страха смерти, то предложите ему загнать раскаленную до красна иголку под ноготь указательного пальца его левой руки, и я уверяю вас, что он не согласится (извините за столь немилосердный пример, но поднятая тема обязывает говорить прямо).

Его страх перед болью - не что иное, как действие инстинкта самосохранения. Не боится смерти не тот, кто не боится безболезненных инъекций типа "чик - и ты на небесах" или, как сказала одна милая девушка, "вскрыть вены в ванне с теплой водой". Не боится смерти также не тот, который с жарким азартом участвует в настоящей боевой перестрелке и при этом просто забыл о смерти, потому что в данный момент его переполняют спортивный интерес и надежда на победу, как при игре в пэйнтбол. Но на самом деле не боится смерти тот, кто не боится умереть в самых жестоких страданиях, которые только можно себе вообразить. Поэтому, похоже, что если человек живой, то будь он хоть непальцем с непалкою вместе взятыми или хоть почти просветленным, он боится смерти по определению.

Самоотверженная мать готова расстаться с собственной жизнью ради спасения своего ребенка. Отважный самурай мечом, равным по стоимости табуну отменных скакунов, совершает харакири. Как вы думаете, насколько быстро при этом стучат их сердца? Я вам скажу, что они не стучат, - это не то слово, - они колотятся со страшной силой! Мать боится не столько за себя, сколько за ребенка. Самурай боится за свою честь. Казалось бы, эти люди не боятся смерти, но они готовы умереть, потому что испытывают другой страх. А любой страх имеет один источник - инстинкт самосохранения. Тут выходит парадокс: человек идет на смерть из страха перед смертью - инстинкт самосохранения через разум замыкается на себе. Как короткое замыкание в цепи электрического тока.

Если бы человек избавился от своих основных инстинктов или хотя бы от одного из них, то он не смог бы жить. Если убрать один из полюсов - минус или плюс, движение тока прекратится. Не будь у нас страха смерти, нас бы нисколько не смущал полет вниз головой с десятого этажа или плавно надвигающийся трамвай. Мы были бы полностью безразличны не только к несущемуся прямо на нас страшному дядьке с работающей бензопилой в руках, но и ко всему в этом мире. Мы были бы просто мертвы, потому что только мертвые ничего не боятся.

Те непальцы с непалками, как я понял по их разговорам и выражениям лиц, были живые. Самоотверженная мать, как вы понимаете, небезразлична ко всему вокруг. И отважный самурай тоже. Это потому, что страх (так же как и удовольствие), который присущ всем этим людям - источник их жизни. Точно так же, как скрипка и смычок, страх и удовольствие имеют смысл лишь в паре друг с другом.

Итак, страх присущ каждому из нас и является одним из жизненных источников. Избавиться от него невозможно, а если это случится, то тогда жить нам не придется. Поэтому, испытывать страх так же естественно, как дышать.

Страх обоснован, когда нам угрожает опасность. Но иногда он трансформируется в так называемые фобии, когда человеку, вроде бы, ничего не угрожает, но он ощущает сильный душевный дискомфорт. (Так же как удовольствие может трансформироваться во всякого рода мании). Фобия - это рефлекторный страх перед отсутствующей, хотя и возможной, опасностью; это страх, который, конечно же, имеет причину и продиктован предыдущим опытом. "Потерпевший кораблекрушение боится и тихой воды" - эти слова Овидия предельно точно и кратко описывают психологический механизм появления фобий.

Различным фобиям нет числа и многим из них даже названия не придуманы. Фобии могут быть мимолетными, а также хронически постоянными. Помимо общеизвестных клаустрофобии (боязни замкнутого пространства), агорафобии (боязни открытого пространства), пирофобии (боязни огня), гидрофобии (боязни воды), айхмофобии (боязни острых предметов), гемофобии (боязни крови), гипсофобии (боязни высоты), арахнофобии (боязни пауков), герпетофобии (боязни змей), существует множество других. Оглянитесь вокруг - любой безобидный предмет или явление, которые вы спокойно созерцаете, на кого-то нагоняет невероятный ужас.

Одна из самых распространенных фобий - социофобия - боязнь общества или обычный страх перед аудиторией. Как и любая другая из фобий, она имеет причину, но не имеет разумного основания.

Причина страха перед аудиторией уходит корнями в наше детство. Практически каждого из нас когда-то в детстве другие люди пугали, ругали, дразнили; иногда, может быть, били, порой больно. И взрослые люди - как мужчины, так и женщины - приличные с виду и даже те из них, которые в модных галстуках или носят дорогие бюстгалтеры - еще как оскорбляют друг друга, делают друг другу язвительные замечания, активно участвуют в потасовках, а также иногда на досуге друг друга убивают.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Кого вы боитесь больше всего в жизни?
Агрессивных носорогов, голодных львов или прочих страшных зверей? Думаю нет. Конечно, опасно жить рядом с носорогами и на первых порах страшновато. Но узнав их нехитрые повадки, можно легко адаптироваться, а потом просто наслаждаться величавой мощью этих братьев наших. Аналогично со львами, даже голодными. Сытых же львов не боятся даже слабоумные антилопы Гну и слабосильные газели Томсона. Но только сытый человек может быть ненасытным. Иногда его стремления к деньгам, славе и власти уносятся так далеко за разумные пределы, что он готов совершать весьма отвратительные поступки. Почитайте криминальную хронику (но не зачитывайтесь ею) и вы увидите, что ни одно животное не сравнится с человеком по части изощренной жестокости. Поэтому, пожалуй, больше всего в жизни мы боимся других людей.

Почему оружие для убийства людей - разные танки и автоматы Калашникова - на мировом рынке пользуются гораздо большим спросом, чем скажем, оружие для охоты? Почему некоторым людям бывает страшно возвращаться домой поздней ночью? Почему в каждом учреждении введена пропускная система и при входе из окошка выглядывает угрюмая физиономия охранника или какой-нибудь вахтерши? Почему вы вынуждены ежедневно носить с собой связку ключей, которые на самом деле вечно мешаются? Почему вход в ваше жилище прикрывает железная дверь с двумя замками как минимум?

Потому что, как мы с вами понимаем, с одной стороны, человек человеку хоть и друг, но с другой - самый страшный зверь. И мы с вами с молоком матери впитали понимание того, что от общества, помимо добра, приходится ожидать, в том числе, и всяких гадостей и пакостей тоже. Как сказал Плиний старший, "больше всего зла причиняет человеку человек".

Если бы мы с детства воспитывались в теплично-экспериментальных условиях, когда все окружающие люди всегда бы нам только улыбались, потакали любым нашим желаниям и нежно почесывали нам спинку, то тогда, конечно же, у нас не было бы никакой социофобии (хотя воспитанные в таком духе, мы были бы невыносимы для окружающих). Но общество бывало агрессивным по отношению к нам и вообще к каждому его члену, поэтому страх перед аудиторией возникает рефлекторно у всех нормальных людей.

Человек способен изменяться гораздо значительнее, чем любое другое известное нам живое существо, потому что у человека больше ума. Человек может сознательно голодать, терпеть боль и лишения ради своих стратегических целей, на что прочие животные не способны. Разум направляет наши действия, поэтому магистральная линия нашей жизни во многом определяется тем, что мы осознавали в течение жизни.

Давайте попытаемся осознать некоторые полезные для нас идеи из всего вышесказанного, чтобы разобраться со своим страхом и не быть у него в плену.

Итак,

  1. Страх - источник жизни, поэтому ощущений страха, которые иногда нас посещают, не надо бояться, они естественны (по словам Френсиса Бэкона, "нет ничего страшнее самого страха").
  2. См. эпиграф выпуска.
  3. Страх перед другими людьми и аудиторией, как одна из фобий, не имеет разумного основания.
  4. Человек, в большей степени, чем любое другое животное, может сдерживать свои инстинктивные порывы; наш разум может успешно бороться с разгулом страха.
      Если вы всего лишь осознаете эти четыре вывода, то тем самым посеете зерно уверенности в своем сознании, которое обязательно прорастет глубже и вытеснит диктатуру необоснованных страхов, в том числе пресловутой социофобии. Будьте спокойны, это всего лишь дело некоторого времени.

 

 

(с) 2005 1GAY.RU Копирование материалов приветствуется! при установке действующей видимой ссылки.